Джинс-инфицированные

Реестр СМИ Днепропетровщины, которые публиковали оплаченные за бюджетный счет материалы без отметки об их оплаченности

В декабре 2017-го года команда газеты «Лица» выиграла грант у ГО «Интерньюз-Украина» со своим проектом под названием «Джинс-инфицированные». Мы хотели собрать все опубликованные медиа Днепропетровщины материалы, оплаченные за счет бюджетных средств, чтобы изучить их на предмет обозначения: есть ли какое-либо указание об их оплаченности.

Таким образом, материалы попали в реестр не посредством субъективной оценки. Вся джинса в нем документально подтверждена, черным по белому и с синими печатями.

Алёна Гарагуц, главный редактор газеты «Лица»

Как так получилось?

Для этого мы собрали все закупки рекламных и маркетинговых услуг, которые проводились в Днепропетровской области за 2016-2017 годы, отобрали из них те, которые касаются освещения деятельности органов государственной власти, и запросили по каждой закупке акты выполненных работ.

Из каждого акта мы взяли перечень опубликованных материалов, и по возможности проверили эти материалы на наличие рекламной (или какой-либо другой — позволяющей читателю отделить оплаченные материалы от редакционных) отметки.

Зачем мы это сделали? Для того, чтобы исследовать, как же освещается деятельность власти. Проблема — в том, что в подавляющем большинстве случаев оплаченные материалы не обозначались как таковые — что является нарушением журналистской этики.

 

«Олег Миколайович подарував ноутбук сільському Будинку культури». Это – фраза из публикации «Моя пісня в душі» от 17 июня 2017 г. в газете «Любий край» под рубрикой «Життя. Регіони». Публикация оплачена 500-ю гривнами от исполнительного комитета Божедаровского сельского совета.

Давайте проанализируем, мог ли Олег Николаевич (первый заместитель председателя Днепропетровской облгосадминистрации Олег Кужман) подарить ноутбук сельскому дому культуры. Теоретически, мог: согласно «Уведомлению о существенных изменениях» его е-декларации, внесенному в реестр деклараций на сайте НАЗК, в апреле прошлого года Олег Кужман продал иностранному гражданину Андрею Тихонову какое-то недвижимое имущество за 49 тыс 208 гривен. Так что купить селянам ноутбук в июне вполне мог.

Но что бы потеряла газета, если б оплаченную статью поставили в рубрику, соответствующую рекламным публикациям, или в рекламную рамку, или выделили цветом, или еще как, и указали об этом в редакционной колонке?

Приведем еще три фразы из этой же статьи:

И подпись над публикацией: «Світлана Мастобаєва, директор Новомилорадівського СБК».

Была ли публикация информационной, или аналитической? Нет, это – так называемая «джинса».

Справка

Медиа (англ. Media – средства, способы) — это каналы и инструменты; их используют, чтобы хранить, передавать и подавать информацию или данные. Медиа часто упоминают как синоним масс-медиа или новостных медиа, но в более широком пользовании они означают единую среду; медиа используют, чтобы передавать какие-либо данные в каких-либо целях.

Джинса — сленговое слово, которое используется преимущественно медийной общественностью. Синоним термина «скрытая реклама». Означает умышленно скрытую рекламу или антирекламу, представленную в виде новостей, авторских текстов, аналитики и телевизионных программ. Джинса делится на коммерческую и политическую.

Медиаграмотность — совокупность знаний, навыков и умений, которые позволяют людям анализировать, критически оценивать и создавать сообщения различных жанров и форм для разных типов медиа, а также понимать и анализировать сложные процессы функционирования медиа в обществе, и их влияние.

В основе медиаграмотности – модель, которая поощряет людей задумываться над тем, что они смотрят, видят, читают. Медиаграмотность позволяет потребителям критически анализировать медиасообщениях с тем, чтобы замечать в них пропаганду, цензуру или однобокость в новостях и программах общественного интереса (и причины таких действий тоже), а также понимать, как такие факторы как лицо владельца медиа, модель финансирования влияют на информацию и угол её подачи.

Из Википедии

Всего в рамках проекта «Джинс-инфицированные» мы обработали 76 закупок на общую сумму 15,6 млн гривен, информацию об ещё 5 закупках ожидаем. В рамках этих закупок было опубликовано 5 299 материалов — 1 601 публикация в печатных СМИ, 2 552 — на интернет-сайтах, и 2 132 теле- и радиотрансляции.

Первый запрос мы написали 18 декабря, а первый ответ — пришел от Магдалиновского поселкового совета уже через четыре дня. Большая часть распорядителей информации отвечали максимально полно и быстро, некоторые даже перезванивали и уточняли, что и в каком виде мы хотим от них получить. Например, Магдалиновский поселковый совет, Синельниковский городской совет.

Только три распорядителя воспользовались своим правом продлить рассмотрение запроса до 20-и дней — это КП «Организационно-аналитическая служба» (ОАС) Днепровского горсовета и исполкомы Терновского и Никопольского горсоветов.

КП «ОАС» является самым крупным заказчиком рекламы из исследуемых — 7 закупок общей суммой 15,9 млн гривен. Акты и ответы, получаемые от них, содержат по 80-100 страниц.

Закупщики из области, в основном, пользуются «старым» форматом СМИ — бумажными газетами, ещё немного — телевидением, а информацию о своей деятельности в Интернете публикует только сам областной совет.

Заказанные мелкими населенными пунктами у медиа материалы представляют собой статьи о жизни в громаде и объявления.

Например, исполком Варваровского сельского совета провёл шесть закупок на общую сумму 2,1 тыс гривен: два объявления о вакантной должности в «Вістях Придніпров'я» и пять статей: «В країнах дитинства об'єднаних територіальних громад», «Ми доторкнулися до українського минулого завдяки генеральному директору "Нібулона"», «Нас зняли для Першого національного», «Дзвоник на щастя», «Екскурсія до Юр'ївської пожежної частини», «Розвиток спорту на селі – турбота про здоров'я громади» в местной газете «Рідний Край». Ни одна из этих публикаций не была отмечена как рекламная.

Божедаровский поселковый совет потратил 500 гривен на публикацию «Моя пісня в душі» про одноименную концертную программу, прошедшую в ОТГ. В газете не было отметки о том, что статья оплачена из бюджета.

Поселковый совет Губинихи потратил 175 гривен на публикацию двух поздравлений в газете «Присамарська Нива». Мы не смогли проверить, были ли отмечены эти публикации как оплаченные, но получили их текст: «Сердечно відаємо з 90-річним ювілеєм колишнього секретаря Губинської селищної ради Марію Афанасіївну Гаврюшину [...]» — в газете №30 от 03 августа 2017 и «Сердечно вітаємо з ювілейним днем народження губинського селищного голову Віктора Леонідовича Заіку [...]» — газета №34 от 26 августа 2016 года.

Исполком горсовета г. Синельниково потратил 47 тысяч гривен на освещение своей деятельности в газете «Твій Регіон». Что именно публиковалось, мы не смогли узнать – в ответе на наш запрос содержались только номера газет и площадь публикаций, без страниц и заголовков.

Наталья Попович, главный редактор газеты «Наше Життя»

В Магдалиновке закупили всего две публикации на общую сумму 434 гривны. Это — поздравление с Днём посёлка и объявление об общественных слушаньях.

Исполком поселкового совета Межевой — потратил 25 тысяч гривен на 22 публикации в газете «Межевской Меридиан». Часть из них находится в рубрике «Официально» – и это с натяжкой можно считать отметкой об оплаченности, часть – нет.

Исполком поселкового совета Слобожанского (бывш. Юбилейного) — 9,4 тысячи гривен на публикации (объявления и поздравления) в «Дніпровській Зорі».

Поселковый совет Покровского — 1 200 гривен на поздравления с праздниками и статьи «День села Покровського» и «День села Капулівки — справжнє свято».

В крупных населенных пунктах на «освещение деятельности» тратится намного больше: исполком Терновского горсовета потратил 20,8 тысяч гривен на трансляции на телеканалах «Терновское телевидение» и «Дніпро-ТВ». Согласно ответам на наши запросы, транслировались заседания исполкома и интервью с городским головой.

Ещё 180 тысяч потратили на публикации в газете «Вісті Тернівки» — 224 публикации в период с января по ноябрь 2017 года. Среди них — поздравления мэра с праздниками на первой и второй полосе издания (под рубрикой «От редакции»). Рядом с ними – поздравления от главы ОГА Валентина Резниченко и нардепа Артура Мартовицкого.

Кроме поздравлений, публиковались статьи департаментов (с указанием источника публикации) и тексты решений горсовета (под рубрикой «Местная власть»).

В Желтых Водах — 70 000 гривен на трансляции на телеканалах «Жовта Річка» и «ТРК Степ». Судя по документам, транслировались заседания исполкома, отчеты мэра о работе и освещение общегородских событий.

В Каменском много рекламы заказывал Каменский медицинский колледж – объявления про День абитуриента в газетах «Событие» и «Ведомости», реклама на «11 канале» – общей суммой 54 тысячи гривен.

Каменский КП «Горводоканал» потратил 125 тысяч гривен на 16 статей в газете «Любимый город ДЗ» и по 100 тысяч – на материалы в газетах «Наш Репортер» и «Событие Сегодня».

Последние две газеты – единственные из печатных изданий, которые действительно маркируют рекламу как рекламу: большая часть проверенных нами публикаций содержала слова «На правах рекламы» или другую метку.

Алексей Ковальчук, глава Днепропетровского областного союза журналистов, главный редактор «Вестей Приднепровья»

Исполком горсовета Марганца потратил 60 тысяч гривен на освещение деятельности в газете «Шахтар Марганця». За период с января по октябрь 2017 года там вышло 68 публикаций. Судя по списку, это решения горсовета, отчёты о работе и информационные статьи.

Городской совет Кривого Рога потратил на информацию о себе чуть больше миллиона гривен за 2017 год. Одна закупка – на публикацию в журнале «В Городе» стоимостью 4 000 гривен, остальные — на публикации в коммунальной газете «Червоний Гірник».

Около половины этих публикаций мы не смогли исследовать — в ответах на запросы нам предоставили только номера газет и площади публикаций, без заголовков или хотя бы страниц.

Те публикации, которые мы смогли найти, содержали информационные статьи и репортажи без какой-либо рекламной отметки.

Днепропетровская ОГА провела всего 4 закупки рекламы у газеты «Вісті Придніпров'я»: за 9 545 грн там опубликовали 4 отчёта о деятельности.

Виктория Михальченко, главный редактор «Апостолівських Новин»

Исполком Зеленодольского городского совета потратил на освещение деятельности 211 тысяч гривен. В рамках трёх закупок было опубликовано 33 публикации в газете «Апостолівські новини» и 16 видеосюжетов на каналах «Лілія ТВ» и «Атлант».

Самым «джинсовым» органом местного самоуправления (исключая горсоветовские структуры города Днепр) является Днепропетровский областной совет: на рекламу там потратили за два года 1,2 миллиона гривен.

Из них 96 тысяч – на производство цикла телепередач «Прозора Влада» и 838 тысяч гривен – на его трансляцию на 11 и 34 телеканалах (Днепр), Первом Городском (Кривой Рог), ТРК «Атлант» (Апостолово) и ПТРК (Павлоград). Ещё 97 800 гривен потратили на рекламу на радио «Европа+».

359 440 гривен стоили бюджету области 254 публикации в Интернете: на сайтах Gorod.dp.ua, Most-dnepr.info, 056.ua, Vesti.dp.ua, Sobitie.com.ua и Dniprograd.org, 300 публикаций на Facebook-странице облсовета, 3 мобильных приложения для платформы Android 2.2, администрирование SMM-проекта (проект по продвижению в социальных сетях, задача – увеличивать охват аудитории страницы в соцсети, создавать положительный имидж заказчику — ред.) и разработку и внедрение областной Программы по информированию жителей области.

В договоре на размещение облсоветовских материалов указано, что публикуются они с выполнением копирайтинга и перевода под стиль конкретных СМИ.

Цитата

«Что касается заказчиков “джинсы” в газетах и в интернет-медиа, то абсолютным чемпионом заказной политической рекламы является председатель Днепропетровского областного совета Глеб Прыгунов. Рекомендует к обязательному размещению облсовет какой-либо пресс-релиз, или редакции сами берутся помочь председателю облсовета отчитаться, – всегда получается одно и то же: культ личности Глеба Прыгунова».

Из «Исследования медиаситуации в Днепропетровской области», «Институт массовой информации», 26.04.2017г.

В большинстве оплаченных публикаций упоминается Глеб Прыгунов. Примеры:

Ни одна из этих публикаций не была отмечена как рекламная или оплаченная. Даже веб-сайт газеты «Событие» никак эти «новости» не отметил — хотя в бумажной газете вся реклама отмечена была.

Gorod.dp.ua и Most-dnepr.info в подписи к публикациям указывают источник: пресс-службу облсовета.

Телефонный разговор с Тимуром Желдаком, редактором «Дніпрограда»

«Дніпроград» вообще подаёт эти материалы как журналистские: «Сьогодні, 13 липня, у Дніпропетровській обласній раді підбили підсумки конкурсу проектів і програм розвитку місцевого самоврядування. Про це повідомляє Дніпроград з місця подій» или «За дане рішення під час чергової сесії проголосували одноголосно 96 депутатів, присутніх у залі, повідомляє кореспондент Дніпрограду з місця подій», подписывая их именами своих журналистов.

Главный редактор издания Тимур Желдак отказался дать нам интервью, но по телефону сказал, что по состоянию на сейчас «Днипроград» не размещает материалы за бюджетные средства. На вопрос, почему старые материалы никак не были отмечены, он заявил, что «нет никакой [журналистской] этики».

В рамках этого же договора с облсоветом на сумму 359 440 гривен, за 14 тысяч гривен было создано три Android-приложения: для проведения опросов, для получения новостей с сайта облсовета и для получения постов с его Facebook-страницы.

Приложения нигде не публиковались и не анонсировались, сколько человек ими пользуется — в областном совете не знают. Так что, похоже, это — похоже на очередной «распил» бюджетных денег.

Это не единственный подобный случай «распила».

26 декабря Апостоловский районный совет Днепропетровской области заключил заведомо фиктивный договор №23/12/16-1 с Частным предприятием «Телерадиокомпания “Атлант» (ЕГРПОУ 30286667) на сумму 29 700 грн.: «Предоставление услуг по освещению деятельности Апостоловского районного совета».

В соответствии с Договором, опубликованном в системе ProZorro, «Исполнитель освещает все аспекты деятельности Апостоловского районного совета, а именно:

По документам, работы были выполнены за 2 дня, с 26 по 27 декабря. Как все понимают (кто-то не понимает?), за два дня объективно невозможно создать репортажей и авторских материалов на 500 минут вещания. Объективно невозможно!

Тем не менее полиция, куда мы обратились с заявлением 03 января 2017-го года, нарушения не увидела. Даже при том, что тогдашний владелец и директор ТРК «Атлант» Алексей Алексеевич Мудрый (ныне покойный) — папа председателя Апостоловского районного совета Виктора Алексеевича Мудрого.

В итоге, на наш запрос на публичную информацию голова Апостоловского райсовета Виктор Мудрый прислал 3 листка с плохо разборчивыми скриншотами личного кабинета в ProZorro.

Отписка от Мудрого из Апостоловского райсовета, без каких-либо признаков официального документа

Никаких актов-отчетов, никаких названий видео- или аудиорепортажей, опубликованных за бюджетные деньги, от руководства Апостоловского районного совета журналисты не получили. И уже отослали Уполномоченному по правам человека ВР жалобу с требованием привлечь В. Мудрого к административной ответственности по статье 212-3 «Нарушение права на информацию» КУоАП.

Ответ гласит, что в связи со вступлением в силу Закона Украины №993-VIII "Про внесення змін до Кримінального кодексу України щодо удосконалення захисту професійної діяльності журналістів", нарушение права журналиста на информацию является не административным, а уголовным правонарушением, и наше заявление переслано в Апостоловское отделение полиции.

Посмотрим, найдет ли на этот раз районная полиция нарушения в действиях районного руководителя.

Интервью с главным редактором «Вістей Софієвщини» Верой Ковалёвой

Кроме райсовета, в Апостолово рекламу закупало только местное отделение Фонда социального страхования: в газетах «Апостолівські Новини» и «Вісті Софіївщини» — на общую сумму 1 996 грн. По ещё двум закупкам — на 500 и 500 гривен — контракты были разорваны без выплат. И по ещё одной закупке — тоже на 500 гривен — данные мы не получили.

Также нарушили Закон Украины «О доступе к публичной информации» управленцы Никопольского городского совета.

Получив запрос «Лиц» аж 27 декабря 2017-го, заместитель городского головы Никополя Юрий Сокол проинформировал, что ответ и документы дадут «в срок до 01.02.2017 г.».

Светлана Коновалюк, главный редактор газеты «Репортер»

При том, что по Закону срок ответа на запрос на публичную информацию — 5 рабочих дней.

Т.е., ответ никопольчане должны были нам выслать еще 4-го января. Правда, при запросе значительного объема информации или если ответ требует поиска среди большого количества данных, ответ может быть отложен не на 5, а на 20 рабочих дней. То есть, в случае с никопольским горисполкомом – до 26 января, но никак не до февраля!

Это — что касается закупки на сумму 100 тысяч гривен.

А есть еще на 19 215 грн. По закупке Управлением по гуманитарным вопросам Никопольского городского совета: «Услуга на представительские расходы и проведение PR-акции с распространением информации об установлении рекорда «Самая большая коллекция авторских фотографий с вышивкой». Исполнителем договора была проведена «популяризация акции в доступных СМИ».

Владимир Глядченко, глава Никопольской организации Союза журналистов, заслуженный журналист Украины

Так вот, что и в каких СМИ размещалось (и размещалось ли), Управление по гуманитарным вопросам Никопольского городского совета ответить не может. «Поэтому для получения информации Ваш запрос направлен в ООО "Квест Ивент Нетворк" для рассмотрения и предоставления ответа», – говорится в письме «Лицам» за подписью начальника Управления Таисии Мамонтовой.

И, что самое интересное, нам там таки ответили. Правда, в письме говорилось «мониторинг публикаций», а не, например, «оплата публикаций» — поэтому мы эти ссылки в реестр не включили.

В Днепре закупками «для висвітлення діяльності» преимущественно занимается КП «Організаційно-аналітична служба» («ОАС»). За два последних года по результатам закупок рекламно-маркетинговых услуг это коммунальное предприятие подписало 7 договоров на общую сумму почти 16 млн грн.

Кроме КП «ОАС», такие закупки проводили КП «Етнографічні парки Дніпра», КП «Дніпровська міська студія телебачення», КП «Міська інфраструктура», Комунальний заклад культури «Дніпровський міський театр «КВН ДГУ», районные советы АНД и Шевченковского (бывш. Бабушкинского) районов, отделения в Днепре Фонда госимущества, Университет внутренних дел и Институт физкультуры – в общей сумме на 2 млн гривен.

Ответы на наши информационные запросы от Городской студии телевидения, КП «Етнографічні парки», Фонда соцстрахования и Университета внутренних дел мы до сих пор не получили.

Например, Театр КВН ДГУ закупил у ФОП Лаврентьева Юрия Александровича услуги по организации и проведению телевизионной съемки за 21,5 тыс. грн. Закупали услуги по съемке «выступления артистов театра “КВН ДГУ” на юбилейном мероприятии, посвященном 30-летию творческой деятельности» и изготовление телепродукта «со следующей договоренностью с ведущими телеканалами города на трансляцию».

Как следует из ответа КП, на сегодня, видео еще нигде не транслировалось, есть лишь согласие от 9-го телеканала на трансляцию в феврале. Февраль закончился — трансляции не было, и, судя по программе телевидения, в первой декаде марта оплаченных за бюджетные 21,5 тыс грн. видеороликов мы тоже не увидим.

Кстати, мы решили прийти с флешкой в КП за роликами и помочь их опубликовать — хотя бы на YouTubе. По месту прописки Театра «КВН ДГУ» — пр. Гагарина, 26-Д — нас встретила закрытая дверь, непритоптанный снег и оба молчащих телефона.

КП «Міська інфраструктура» — закупило у ФОП Танцюры Анастасии Витальевны внешнюю рекламу за 85 590,06 гривен. На билбордах и ситилайтах рекламировалось «Містечко зимових розваг за підтримки міського голови Бориса Філатова» в парках города.

Районный совет АНД района города закупил за 199 тысяч гривен услуги телетрансляции у ООО «ТРК «Нова» (логотип: «ОТВ» и «Домашний очаг»). Среди видеороликов – «Особлива думка голови АНД району О.О. Пермякова», «Спецрепортаж: знають та поважають. Національно-патріотичне виховання в АНД районі», «Знов про підтоплення...» и материалы со странным названием: «АНД_Актуальне_Пермяков» или «Оппозиційний блок, депутат Величко». Что это — в ответе на наш запрос не уточнялось.

Райсовет Шевченковского района ответ на наш запрос задержал почти на месяц – с 28 декабря по 25 января. Когда мы пришли в райсовет и спросили, знают ли они, что нарушают закон, был ответ: «Да, знаем».

В пришедшем после нашей встречи ответе Шевченковского райсовета Днепра было указано, что в рамках закупки та же ТРК «Нова» транслировала 35 роликов о деятельности райсовета.

Какую рекламу закупали КП «Етнографічні парки» за 22 тыс. грн. — неизвестно. На наш запрос оттуда не ответили, телефоны — молчат, а по адресу, указанному на официальном сайте Днепровского городского совета и в ЕГР («м. Дніпро, вул. 20-річчя Перемоги, 25») находится жилой 9-этажный дом, жители которого о предприятии в их доме даже не слышали. Мы обошли 9-этажку вокруг, но никакого КП «Етнографічні парки» не обнаружили.

В этом доме якобы находится КП «Етнографічні парки Дніпра»

От КП «ОАС» мы получили четыре ответа, ещё четыре — отсрочены согласно закона на 20 дней. Винить их за это нельзя — объём документации действительно большой — по несколько сотен страниц А4 на закупку.

Днепровское КП «ОАС» в 2016-м году провело «всего» две на сумму 3,6 млн грн. Первая — размещение информационных сюжетов на радио «Европа+» за 199 тысяч гривен. В период с октября по декабрь 2016 года там транслировалось 121 «информационное сообщение», а также интервью с Яникой Мерило, «представителями муниципальной полиции», начальником Управления рекламы и торговли Русланом Морозом, начальником Управления культуры Евгением Хорошиловым, директором КП «Агентство развития Днепра» Владимиром Панченко, начальником Управления транспорта и экологии Игорем Маковцевым, директором Департамента гуманитарной политики Геннадием Гладчишиным и директором Департамента соцполитики Лилией Ковалёвой.

Вторая закупка — на освещение деятельности органов местной власти в прессе (1 989 990 гривен, победитель — ФЛП Григорьев К.С.) и интернет-СМИ (1 642 500 гривен, победитель — ООО «Альфаком»).

В рамках первого договора было опубликовано 97 публикаций в газетах «Зоря», «Днепр вечерний», «Событие Сегодня», «Теленеделя», «Телескоп», «КП в Украине», «Теледом», «Сегодня», «Аргументы и факты», «Вісті Придніпров'я» и «Горожанин». Кроме собственно публикации, исполнитель договора осуществлял корректуру и перевод текстов, верстку и предоставлял услуги фоторепортёра.

В рамках второго — 1 144 публикации в соцсетях (на официальных страницах городского совета в Facebook, Instagram и Google+) и 657 публикаций на сайтах Zabeba.li, Dp.informator.ua (принадлежит самому ООО «Альфаком»), Gorod.dp.ua, 056.ua, Glavnoe.dp.ua, Dp.vgorode.ua и Vgorode.dp.ua. Кроме этого, победитель предоставлял консультационные услуги по продвижению опубликованных материалов.

Сайт Vgorode.dp.ua — самый интересный в этом списке. Под названием «Социальный городской проект», он без каких-либо контактных данных или другой информации, содержит только список новостей по дате и ничего другого, а его интернет-адрес практически полностью копирует адрес днепровского «филиала» популярной сети городских порталов «В Городе». Первая запись на «мимикрии» датируется 16 апреля 2012–го года – «На горы мусора во дворах можно жаловаться в горсовет».

Интервью с директором ООО «Альфаком» Владимиром Колисниченко

«Я считаю, что это мимикрия, а не клон. Мимикрия — это когда создаётся интернет-ресурс, который походит на другой сайт, но при этом не копирует с него информацию», — прокомментировал нынешний директор ООО «Альфаком» Владимир Колисниченко.

В период с 16 апреля 2012 до 14 июля 2014 там публикуется несколько новостей в неделю, потом, до 2016 года — тишина. 15 января 2016 года активность на сайте снова возобновилась — опубликованы записи «Лучшие парковки в центре Днепропетровска», «Где на Днепропетровщине искупаться на Крещение?» и другие.

С этого момента там публикуется, в среднем, три записи в день, всего около 2 тыс. публикаций за 2016-2017 гг.

Несмотря на такую длинную историю существования, Vgorode.dp.ua остаётся абсолютно неизвестным — по данным веб-сайта «Информатор», за третий квартал 2017-го года его посетило всего менее 5 тысяч человек.

Статистика посещаемости интернет-СМИ Днепра. Графика: «Информатор»

Чем данный сайт заинтересовал городской совет города — неизвестно, но публикации на нём закупаются и в следующей закупке, объявленной 10 января 2017-го на сумму 3,6 млн гривен.

Мы адресовали вопрос в адрес КП, откуда нам ответили, что «для всестороннего охвата наибольшей местной аудитории города привлекается максимальное количество местных интернет-ресурсов. Сайты являются действующими, публикуют информацию и имеют свою аудиторию».

Но какая аудитория может быть у ресурсов с практически нулевой посещаемостью?

Также нам объяснили, что список сайтов «определяется по результатам рабочего совещания с участием представителей Департамента по вопросам местного самоуправления, внутренней и информационной политики Днепровской городского совета, Управления внутренней и информационной политики и представителей КП "ОАС"». Мы запросили у КП протоколы собраний и списки участников, на момент написания этой статьи мы ожидаем ответ уже 11 дней.

Спустя ещё 10 месяцев, в проводимом всё той же «Организационно-аналитической службой» ещё одной закупке услуг «по освещению деятельности» место этого сайта заняли два других, и не менее интересных: Fastmedia.com.ua и Dostoverno.com.ua. Первые записи на них опубликованы в августе 2017 и мае 2017 соответственно, оба не имеют никаких контактных данных. Сайты находятся на одном и том же сервере в Интернете (172.104.141.143), кроме них там же находятся ещё несколько таких же подозрительных: Chesno.net («имитатор» официального сайта известного общественного движения «ЧЕСНО»: Сhesno.org), Deputatik.com, Deputat.news, Zrada.com.ua, Chinovnik.org.

К сожалению или счастью, эти Fastmedia.com.ua и Dostoverno.com.ua были убраны из технической документации закупки после жалобы на них: «Доброго дня! В Тендерному завданні, а саме, в технічних характеристиках предмета закупівлі незрозуміло вибір сайтів. По-перше, www.fastmedia.com.ua та www.dostoverno.com.ua. Це сайти, які не містять будь-яких контактних даних. Що вже викликає підозру щодо їх існування. Відповідно, отримати від них листи з наміром на співпрацю, які вимагаються тендерним завданням, просто неможливо. Більш того, дані сайти нікому не цікаві. Ознайомившись з аналітикою по заходам на дані два сайти, стає зрозуміло, що їх ніхто не читає, в місяць 50 відвідувачів. Логічне питання – для чого тоді витрачати гроші не зрозуміло куди? Більше того, дані сайти не зареєстровані як ЗМІ. А тому складається враження, що це «карманні» сайти спеціально для відмивання тендерних грошей. [...]»

Но, как нам ответили в КП «ОАС», сайты убрали по другой причине: «после дополнительной проверки выявлено, что сайты Fastmedia.com.ua и Dostoverno.com.ua публикуют новости с опозданием, поэтому было решено их удалить».

В закупке, объявленной 10 января 2017-го года на сумму 3 600 000 грн., тоже победило ООО «Альфаком». Его единственным конкурентом на торгах было ООО «Пинет» — издатель веб-сайта Zabeba.li. В ходе торгов оба участника ни разу не снижали своё предложение, что можно расценивать как один из признаков сговора.

В рамках этой закупки в период с февраля по ноябрь 2017-го года ООО «Альфаком» опубликовало 984 публикаций в интернет-СМИ и 3 601 пост в социальных сетях.

Как и в прошлый раз, «Альфаком» предоставил консультацию «по продвижению опубликованного». К примеру, страница горсовета в соцсети Facebook в период с мая по сентябрь претерпела разительные изменения: там был обновлён дизайн, заполнен блок контактов, добавлены ссылки на другие соцсети и отсортированы фотографии по альбомам.

Интервью главным редактором «Забебы» Ольгой Палий

В рамках этих закупок публикуются разные материалы: если Gorod.dp.ua и Most-dnepr.info публикуют сообщения более-менее похожие на официальные пресс-релизы, указывая их источник: «Пресс-служба Днепровского горсовета», то «Информатор» — репортажи от своих журналистов с места событий, а «Забеба» — большие авторские статьи.

Отметим, что не во всех случаях авторы этих статей знают, что их материалы — это «освещение деятельности» городского совета. Например, статья днепровского активиста Александра Слободенюка «О шумном и пыльном бизнесе, который создает конфликты городского масштаба», написанная для «Забебы», упоминается в одном из актов, и автор очень удивился тому, что его публикация является «освещением деятельности» городского совета.

Такая же ситуация и со статьёй днепровского активиста и правозащитника Александра Дзюбы — её автор тоже не знал, что «освещает деятельность» горсовета Днепра.

Как нам в интервью рассказала главред «Забебы» Ольга Палий, сейчас все оплаченные материалы публикуются в отдельной рубрике на сайте.

И, начиная с 2017-го года, это действительно так.

На «Информаторе» тоже публикуются не только отчёты о деятельности органов власти: за бюджетные деньги рассказали, например, как «Борис Филатов отказался декоммунизировать "сиськи" на Новом мосту», а также о том, что «В Днепре состоялся съезд партии "УКРОП"».

Часть оплаченных публикаций никак не маркирована, то есть не отделена от журналистских материалов. В некоторых указан источник — пресс-служба горсовета Днепра.

В комментарии директор ООО «Альфаком» Владимир Колисниченко заявил, что не отмечают материалы потому, что «согласно закона ("Про порядок висвітлення діяльності органів державної влади та органів місцевого самоврядування в Україні засобами масової інформації" — ред.), не предусмотрена какая-либо дополнительная информация о том, что материал является проплаченным или заказным».

Сайты 056.ua и Dp.vgorode.ua также частично помечают публикации, оплаченные бюджетными деньгами, и указывают их источник.

Наконец, четвертая закупка КП, акты по которой мы получили, была объявлена в феврале 2017 года на сумму 3,6 млн гривен — на освещение деятельности на местных телеканалах. В ней приняли участие ООО «Бизнес Сом» и ФОП Белый Роман Валентинович. С последним же и был подписан контракт.

Позже он выиграет ещё два тендера у КП «ОАС», соперничая на них со своими друзьями.

В рамках этой закупки было опубликовано 1 067 видеороликов на 34, 9 и 11 телеканалах, а также на каналах NobelTV и ТРК «Регион». Среди опубликованных за бюджетные деньги материалов есть реклама сервиса такси UBER и серия программ «Пробіжки з Мариною Філатовою» — женой Бориса Филатова и Президентом Федерации лёгкой атлетии города Днепра и области.

Информацию об остальных закупках КП мы всё ещё ожидаем и готовимся также внести их в реестр.

Все материалы из полученных нами актов мы опубликовали на этом сайте-реестре.